Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Собрание депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола"

Кодекс служебной этики муниципальных служащих

Кодекс служебной этики муниципальных служащих


Утвержден

распоряжением председателя Собрания депутатов

городского округа «Город Йошкар-Ола»

от 16 февраля 2011 г. № 11-рпос 

(в ред. распоряжения председателя Собрания депутатов от 29.03.2012 г. № 20-рпос, в ред. распоряжения председателя Собрания депутатов от 04.03.2014 г. № 12-рпос ) 

Кодекс служебной этики муниципальных служащих

в аппарате Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола»

Статья 1. Общие положения


1. Настоящий Кодекс разработан в целях реализации положений Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федерального закона от 25 декабря 2008 г. 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", Устава муниципального образования «Город Йошкар-Ола», других нормативных правовых актов, правил поведения, установленных общепринятыми нормами морали и нравственности и представляет собой систему этических норм поведения муниципальных служащих в аппарате Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее - муниципальный служащий), основанную на морально - этических и нравственно - этических принципах поведения, которые должны соблюдаться муниципальными служащими независимо от замещаемой должности.

Правовую основу Кодекса служебной этики муниципальных служащих составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, Конституция Республики Марий Эл, законы Республики Марий Эл, нормативные правовые акты Президента Республики Марий Эл, Главы Республики Марий Эл, а также нормативные правовые акты Правительства Республики Марий Эл и иных федеральных и республиканских органов государственной власти, муниципальные правовые акты. (в ред. распоряжения председателя Собрания депутатов от 29.03.2012 г. № 20-рпос) 

2. Цели и задачи Кодекса:
2.1. Целями настоящего Кодекса являются:

2.1.1. Соблюдение установленных федеральным законом ограничений и запретов на основе соответствия служебного поведения общепринятым этическим нормам, исключение злоупотреблений на муниципальной службе; (в ред. распоряжения председателя Собрания депутатов от 29.03.2012 г. № 20-рпос) 

 2.1.2. Формирование должного уровня морали и нравственности в сфере муниципальной службы;

2.1.2. Формирование должного уровня морали и нравственности в сфере муниципальной службы;

2.1.3. Повышение нравственной ответственности муниципальных служащих за свою профессиональную деятельность, сохранение ими профессиональной чести и достоинства;

2.1.4. Повышение доверия граждан к органам местного самоуправления;

2.1.5. Содействия муниципальному служащему в эффективном выполнении поставленных перед ним профессиональных задач, в решении вопросов, связанных с возникновением этических конфликтов, обусловленных спецификой профессиональной служебной деятельности муниципального служащего;

2.1.6. Поощрение достойного служебного поведения муниципального служащего.

2.2. Задачами настоящего Кодекса являются:

2.2.1. Утверждение единых этических норм, стандартов профессионального поведения муниципальных служащих;

2.2.2. Определение основ взаимоотношений муниципальных служащих в Собрании депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее – Собрание депутатов) и с гражданами;

2.2.3. Повышение авторитета Собрания депутатов и репутации муниципальных служащих;

2.2.4. Повышение эффективности деятельности Собрания депутатов;

2.2.5. Профилактика коррупции в аппарате Собрания депутатов;

2.2.6. Установление и закрепление единообразного подхода к служебному поведению муниципальных служащих.

3. Гражданин, поступающий на муниципальную службу в Собрание депутатов, знакомится с положениями настоящего Кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности.

4. Действие настоящего Кодекса распространяется на всех муниципальных служащих, независимо от замещаемой должности муниципальной службы в аппарате Собрания депутатов.


Статья 2. Общие принципы служебного поведения муниципальных служащих

1. Муниципальный служащий в рамках реализации своих должностных обязанностей, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:

1.1. Исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы Собрания депутатов;

1.2. Исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов местного самоуправления и муниципальных служащих;

1.3. Осуществлять свою профессиональную деятельность в рамках установленной компетенции;

1.4. Не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным, религиозным или социальным группам, организациям (объединениям);

1.5. При принятии решений быть независимым от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

1.6. Не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.

1.7. Соблюдать ограничения и запреты, установленные федеральным законом для муниципальных служащих; (в ред. распоряжения председателя Собрания депутатов от 29.03.2012 г. № 20-рпос) 

1.8. Соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою профессиональную деятельность, решений политический партий, других общественных (религиозных) объединений и иных организаций;

1.9. Соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

1.10. Не совершать поступки, порочащие честь и достоинство гражданина и муниципального служащего;

1.11. Проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;

1.12. Проявлять уважение к обычаям и традициям народов России, жителям городского округа «Город Йошкар-Ола», учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

1.13. Воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении муниципальным служащим должностных обязанностей;

1.14. Не допускать возникновения конфликта интересов - ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей;

1.15. Не использовать служебное положение для оказания влияния на кого-либо с целью извлечения личной выгоды;

1.16. Воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности муниципального служащего. При реализации уполномоченным на то лицом публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности органов государственной власти и местного самоуправления необходимо исключить возможность неправильного или альтернативного толкования представляемой информации, которая должна соответствовать требованиям законодательства, регулирующего данные отношения;

1.17. Соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

1.18. Уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общественности о работе Собрания депутатов, а также оказывать им в установленных законами и нормативными правовыми актами случаях и порядке содействие в получении достоверной информации;

1.19. Обеспечивать надлежащее исполнение распоряжений, поручений непосредственного руководителя, вышестоящего руководителя, соответствующих законодательству и отданных в пределах их полномочий;

1.20. Экономно и эффективно использовать муниципальное имущество и средства организационно-технического, материального и иного обеспечения, пользование и распоряжение которыми входит в компетенцию муниципального служащего.


Статья 3. Общие требования и правила этики поведения муниципального служащего

1. Нравственным долгом при выполнении профессиональных обязанностей муниципального служащего является стремление к постоянному совершенствованию, росту профессиональных навыков и квалификации.

2. Муниципальный служащий должен использовать только законные и этичные способы продвижения по службе.

3. Муниципальный служащий не должен:

3.1. Влиять в своих личных интересах на какое бы то ни было лицо или организацию, в том числе на других муниципальных служащих, пользуясь своим служебным положением;

3.2. Стремиться получить доступ к служебной информации, не относящейся к его компетенции;

3.3. Задерживать официальную информацию, которая может или должна быть предана гласности, не распространять информацию, о которой ему известно или в отношении которой имеются основания считать, что она является неточной или ложной.

Статья 4. Правила этики поведения муниципального служащего с коллегами


1. Муниципальный служащий должен способствовать установлению в коллективе деловых и товарищеских взаимоотношений.

2. Муниципальный служащий, наделенный большими по сравнению со своими коллегами полномочиями, должен с пониманием относиться к коллегам, имеющим собственное профессиональное суждение.

3. Муниципальный служащий, наделенный организационно - распорядительными полномочиями по отношению к своим коллегам, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

4. В своей деятельности муниципальный служащий не должен допускать дискриминацию коллег по половым, расовым, национальным, религиозным, возрастным, политическим и иным признакам и обязан руководствоваться исключительно профессиональными критериями.

5. Муниципальному служащему следует избегать демонстрации религиозной и политической символики в том случае, если это может оскорбить чувства его коллег и (или) иных граждан.

Статья 5. Правила этики поведения муниципального служащего с общественностью


1. Для информирования общественности о своей деятельности муниципальный служащий осуществляет связь с общественными объединениями, со средствами массовой информации и с гражданами в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами.

2. Муниципальный служащий должен воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности Собрания депутатов, его руководителей, если это не входит в его служебные обязанности. В процессе общения с общественными организациями, средствами массовой информации, гражданами муниципальный служащий не должен:

- наносить ущерб репутации должностных лиц и граждан;

- рекламировать свои собственные достижения и полученные результаты;

- пренебрежительно отзываться о работе коллег по служебной деятельности;

- использовать в личных целях преимущества своего служебного статуса.

Статья 6. Этические конфликты


1. Этический конфликт представляет собой ситуацию, при которой возникает противоречие между нормами служебной этики и обстоятельствами, сложившимися в процессе служебной деятельности.

2. Муниципальный служащий в ходе осуществления своей профессиональной служебной деятельности может столкнуться с этическими конфликтами, вызванными:

2.1. Реальным или потенциальным столкновением интересов третьих лиц, направленных на то, чтобы муниципальный служащий действовал в противоречии со своими должностными обязанностями, путем воздействия с помощью угроз, слухов, шантажа и других форм, способных привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, либо авторитету органов местного самоуправления;

2.2. Неправомерным давлением со стороны руководства;

2.3. Отношениями семейного или личного характера, используемыми для воздействия на его профессиональную служебную деятельность.

3. Муниципальный служащий обязан сделать все возможное, чтобы избежать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации и (или) авторитету Собрания депутатов.

4. Муниципальный служащий не должен использовать свой официальный статус в интересах третьей стороны.

5. В случае, если муниципальному служащему не удалось избежать конфликтной ситуации, необходимо:

5.1. Обсудить проблему конфликта с непосредственным руководителем;

5.2. Если непосредственный руководитель не может разрешить проблему или оказывается сам непосредственно вовлечен в нее, муниципальному служащему следует, уведомив об этом своего непосредственного руководителя, обратиться к руководителю более высокого уровня.


Статья 7. Конфликт интересов и его предупреждение

1. Этическое содержание конфликта интересов состоит в противоречии между служебным долгом и личной корыстной заинтересованностью, которое может причинить моральный вред статусу муниципального служащего.

2. Личной корыстной заинтересованностью муниципального служащего признается возможность получения любой формы выгоды для него или иных лиц, с которыми он связан родственными, служебными и иными отношениями.

3. Обязанность муниципального служащего уведомлять в письменной форме непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, требует от него самостоятельности в оценке условий и действий, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности.

4. Муниципальный служащий обязан избегать конфликта интересов во внеслужебной деятельности. При этом внеслужебная деятельность муниципального служащего, выполнение им иной оплачиваемой работы, а также его поведение не должны вызывать сомнений в его порядочности и честности, негативно сказываться на деятельности или репутации Собрания депутатов.

5. Если существует конфликт интересов или возможность возникновения конфликта интересов, муниципальный служащий должен уведомить представителя нанимателя до того, как он даст согласие на внеслужебную деятельность или иную оплачиваемую работу.

6. В процессе урегулирования конфликта интересов нормы служебной этики предписывают муниципальному служащему:

- прекратить сомнительные, компрометирующие межличностные отношения;

- отказаться от возможной выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;

- принимать меры по предотвращению негативных последствий конфликта интересов.

Статья 8. Коррупционно опасное поведение


1. Ситуации, создающие возможность нарушения установленных для муниципального служащего запретов и ограничений, признаются коррупционно опасными.

2. Коррупционно опасной является любая ситуация, создающая и содержащая конфликт интересов. Антикоррупционное поведение - предотвращение и преодоление коррупционно опасных ситуаций - является обязанностью муниципального служащего.

3. В ходе своей служебной деятельности муниципальный служащий не может давать никаких личных обещаний, которые расходились бы с должностными обязанностями, игнорировали бы служебные процедуры и нормы. Муниципальный служащий не должен давать никакого повода и основания для попытки вручения подарка или другого вида вознаграждения.

4. Муниципальному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью Собрания депутатов и передаются муниципальным служащим по акту, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

5. Муниципальный служащий должен быть готов объяснить источники своих крупных покупок и затрат. Этическое содержание обязанности муниципального служащего, замещающего должность муниципальной службы, предусмотренную специальным перечнем - представлять сведения о своих доходах, расходах, об  имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах,  об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей - заключается в том, что личные доходы муниципального служащего и членов его семьи не могут составлять тайны. Вместе с тем эта информация является информацией ограниченного доступа. (в ред. распоряжения председателя Собрания депутатов от 04.03.2014 г. № 12-рпос) 

6. Муниципальный служащий обязан осуждать коррупцию в любых ее проявлениях. Нравственным долгом, а в отдельных случаях прямой обязанностью, муниципального служащего является уведомление представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры или других государственных органов о фактах обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, о фактах совершения другими муниципальными служащими коррупционных нарушений, непредставления сведений либо предоставления заведомо недостоверных или не полных сведений о доходах, расхода. (в ред. распоряжения председателя Собрания депутатов от 04.03.2014 г. № 12-рпос) 

Статья 9. Организация рабочего места


1. В рамках требований действующего законодательства муниципальный служащий имеет право:

1.1. На обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

1.2. На исполнение действующих санитарных норм и правил при организации рабочего места;

1.3. На охрану труда в соответствии с действующим законодательством.

2. В целях поддержания порядка, деловой атмосферы в служебных помещениях муниципальный служащий обязан содержать свое рабочее место в надлежащем состоянии, не допускать беспорядка в рабочей документации.

3. Документы, содержащие служебную информацию, персональные данные сотрудников Собрания депутатов должны храниться в местах, недоступных для посторонних лиц.


Статья 10. Внешний вид муниципального служащего


1. Учитывая важность формирования культуры внешнего вида, муниципальные служащие обязаны придерживаться следующих принципов:

1.1. Внешний вид муниципального служащего должен быть опрятным;

1.2. Одежда и обувь муниципального служащего должна быть делового (классического) стиля;

1.3. Не допускается использование ярких аксессуаров;

1.4. Не допускается нахождение на рабочем месте служащих в спортивной одежде;

1.5. Не допускается нахождение на рабочем месте в верхней одежде;

1.6. Не допускается курение на рабочем месте.

2. В соответствии с требованиями современного делового этикета, для повышения эффективности общения при проведении официальных мероприятий служащим, участвующим в их проведении, рекомендуется использовать визитные карточки - бейджи с указанием имени, фамилии, должности, организации.

Статья 11. Соблюдение муниципальным служащим настоящего Кодекса

1. Соблюдение муниципальным служащим норм и требований к служебному поведению обеспечивается систематическим анализом соответствия поведения, который осуществляется муниципальным служащим, непосредственным и вышестоящим руководителями служащего и комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

2. Руководитель аппарата обязан:

2.1. Осуществлять контроль и анализ соответствия служебного поведения подчиненных ему муниципальных служащих;

2.2. Принимать меры по профилактике и предупреждению нарушений правил служебного и делового поведения муниципальных служащих.

3. Соблюдение муниципальным служащим настоящего Кодекса учитывается при оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена, при продвижении по службе на конкурсной основе, а также при поощрении муниципального служащего.

4. На муниципального служащего не может быть наложено дисциплинарное взыскание за предоставление в связи с возможностью возникновения конфликта интересов необходимой информации о нарушениях норм этического и служебного поведения коллег по работе, критику руководства по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Кодексом.

 


Назад в раздел
Вверх страницы

Вниз страницы