Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Собрание депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола"

Об эффективности использования муниципального имущества муниципальными унитарными предприятиями

ПРОЕКТ

внесен мэром

города  Йошкар-Олы

_____________П. Плотников

 РЕШЕНИЕ

Собрания депутатов

городского округа «Город Йошкар-Ола»

шестого созыва 

XVI (очередная) сессия                                                23 сентября 2015 года 

Об эффективности использования муниципального имущества муниципальными унитарными предприятиями

          Заслушав информацию заместителя главы администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (мэра города), председателя комитета по управлению муниципальным имуществом О.Н. Лобко об эффективности использования муниципального имущества муниципальными унитарными предприятиями, Собрание депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» РЕШИЛО: 

         Информацию заместителя главы администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (мэра города), председателя комитета по управлению муниципальным имуществом О.Н. Лобко об эффективности использования муниципального имущества муниципальными унитарными предприятиями принять к сведению.

            Глава

городского округа

«Город Йошкар-Ола»                                                                            А. Принцев 

Об эффективности использования муниципального имущества муниципальными унитарными предприятиями в городском округе «Город  Йошкар-Ола»

По состоянию на 01.07.2015 года в реестре муниципального имущества числится 19 муниципальных предприятий.  

По  состоянию на 01.07.2015 г. в реестре муниципального имущества  в хозяйственном ведении числится:

-  2843 объекта недвижимости балансовой стоимостью 1 273 748 тыс. руб., остаточной стоимостью 647 376 тыс. руб. в том числе, МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» - 1365 объектов недвижимости,  ув хозяйственном ведении МУП «Водоканал» - 1211, МП «Троллейбусный транспорт» - 143 объекта недвижимости, МУП «Город» - 45 объектов недвижимости, МП «Трест БП и РХ» - 27 объектов недвижимости.

- 521 единица транспортных средств балансовой стоимостью 224 139 тыс. руб., остаточной стоимостью 144 089 тыс. руб., в том числе, в хозяйственном ведении МП «Троллейбусный транспорт» - 167 единиц, МУП «Город»  - 135, МУП «Водоканал» - 111,  МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» -  42, МП «Жилсервис» - 34.

Остаточная стоимость основных средств на 01 июля 2015 года увеличилась на 91 159 тыс. руб. и составила 2 066 184 тыс. руб.

В 2014 году остаточная стоимость составляла – 1 975 025 тыс. рублей. Увеличение остаточной стоимости произошло  за счет приема-передачи новых объектов недвижимого имущества. Так в 2015 году было принято и передано в хозяйственное ведение сетей ливневой канализации 1 459 м, тепловых сетей – 1 617 м, канализационных сетей – 1063 м, водопроводных сетей – 543 м, кабельных линий – 430 м.

Увеличение остаточной стоимости основных средств по МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ» произошло на 36 560 тыс. руб. и составило 1 339 205 тыс. руб. Также увеличение остаточной стоимости на 36 127 тыс. руб. произошло в МУП «Водоканал» и составило  456 508 тыс. руб. В муниципальном предприятии «Троллейбусный транспорт» по причине значительного износа и списания автотранспортных средств произошло снижение остаточной стоимости на 3 856 тыс. рублей и составило 75 551 тыс. рублей.

Комитетом в 2014 году проведены процедуры закупок на поставку специализированной техники  и транспортных средств:  для МТ «ТТ» было приобретено троллейбусов пассажирских TROLZA ОПТИМА – 2 шт. Для МУП «Город» была осуществлена поставка подметальной уборочной машины Broddway Senior 2000 – 1 шт. В 2015 году для МУП «Город» поставлено:  прицеп тракторный-битумозаливщик – 1 шт, станция компрессорная ПКСД-5,25 РУ1- 1 шт, машина комбинированаая дорожная – 1шт.

Порядок использования муниципального имущества муниципальными унитарными предприятиями устанавливается нормами ст. 294, 295 ГК РФ, положениями Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". На муниципальном уровне принято Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Город Йошкар-Ола», утвержденное решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 27.02.2007 N 384-IV.

Выбор способа наиболее целесообразного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, принадлежит  муниципальному предприятию, которое ограничено только необходимостью получения согласия собственника при распоряжении недвижимым имуществом.

Контроль за использованием муниципального имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями осуществляется КУМИ г. Йошкар-Олы в рамках предусмотренных законом полномочий: на стадии согласования сделок, в случаях предусмотренных законом и в процессе обычной хозяйственной деятельности в рамках ежегодного анализа и выездных проверок.

По общему правилу муниципальные унитарные предприятия, за которыми муниципальное имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, определяемых ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Между тем, для муниципальных предприятий законодательно закреплен  ряд ограничений свободного распоряжения  муниципальным имуществом.

Согласно ч.2,3 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.

По состоянию на 01 июля 2015 г. доходы от передачи в аренду муниципального имущества  составил 5156,3 тыс. рублей, что на 919,9 тыс. рублей меньше чем в 2014 году, когда доход составлял 6076,2 тыс. рублей. Снижение доходов произошло за счет уменьшения  площадей в аренде.

 

МУП «Город» получило доходов от сдачи в аренду нежилых помещений в 1 полугодии 2015 года 1903,2 тыс. рублей, в 1 полугодии 2014 г. – 1806,0 тыс. рублей. 

Муниципальным предприятием «Трест БП и РХ» в аренду сдаются 5 нежилых помещения. Доходы от аренды имущества в 1 полугодии 2014 года составили 1381,0 тыс. рублей, в 1 полугодии 2015 года -1 398,0 тыс. рублей.

В 1 полугодии 2015 года МП «Жилсервис» от сдачи в аренду имущества  получило доход в сумме 767,4 тыс. рублей и МП «Лифтовое хозяйство» - 512,0 тыс. рублей.

Решению о сдаче в аренду помещения в обязательном порядке предшествует получение предприятием согласия собственника имущества. Для получения согласия предприятие представляет  экономико-техническое заключение об отсутствии необходимости использования имущества в уставной деятельности. Начальная цена годового размера арендной платы устанавливается в размере рыночной стоимости, определяемой независимым оценщиком в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 г.  № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В целях соблюдения требования законодательства о защите конкуренции и обеспечения равного доступа заинтересованных в приобретении прав пользования муниципальным имуществом согласие на сдачу в аренду дается КУМИ г. Йошкар-Олы при условии заключения договора исключительно в соответствии с положениями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приказа ФАС Российской Федерации от 10.02.2010 № 67  по результатам открытых торгов. 

В 1 полугодии 2014 году Комитетом было согласовано 6 договоров о передаче в аренду недвижимого имущества, в том числе МП «Жилсервис» - 4 договора, МП «Трест БП и РХ» - 2. В 1 полугодии 2015 года согласований нет.

Контроль за распоряжением муниципальными предприятиями имуществом осуществляется комитетом также посредством согласования крупных сделок.

 Статья 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает ограничение для муниципальных предприятий на совершение крупных сделок и требует согласия собственника имущества унитарного предприятия при ее заключении. При этом, крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.

В целях усиления контроля за использованием муниципальным имуществом городского округа «Город Йошкар-Ола» в уставы муниципальных предприятий внесены дополнения, по сделкам, стоимость которых превышает 100,0 тыс. руб. Такие сделки  совершаются  только с согласия собственника имущества. В связи с чем, с комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципальные предприятия согласовывают все сделки, связанные с приобретением, отчуждением имущества, стоимостью свыше 100 тыс. руб. с предоставлением технико-экономического обоснования содержащим  информацию о необходимости совершения сделки, цене сделки. КУМИ анализирует предоставленную информацию и принимает решение о согласовании (отказе согласования) в совершении сделки. Решение о согласовании комитетом принимается до совершения сделки.

Еще одно ограничение распоряжения имуществом, а точнее денежными средствами,  для унитарных предприятий закреплено  положениями  Федерального закона от 18.11.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг  отдельными видами юридических лиц». В целях пресечения неэффективного расходования денежных средств комитетом  осуществляется постоянный контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг.

В соответствии с приведенными нормативно-правовыми актами муниципальными унитарными предприятиями  городского округа «Город Йошкар-Ола» разработаны  и согласованы с Комитетом Положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд предприятий. Положения о закупках размещены на официальном сайте. На основании Положения о закупках муниципальные предприятия проводят конкурентные процедуры закупок (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос цен).  При выборе способа закупок предпочтение отдается конкурентной процедуре. Сделки с единственным поставщиком заключаются муниципальными предприятиями в исключительных случаях, перечень которых закреплен в положении.

На основании Положений о закупках муниципальные предприятия формируют планы закупки товаров, работ, услуг, которые также согласовываются с комитетом. План имеет помесячную разбивку, допускается корректировка планов. Все   корректировки  планов закупок осуществляются путем внесения изменений и дополнений в закупки товаров, работ, услуг, которые также согласовываются с комитетом. В процессе согласования рассматриваются представленные документы, проверяется полнота (комплектность) документов, их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации. В результате осуществления контроля  достигается обеспечение  нормальной финансово-хозяйственной деятельности предприятий с соблюдением законности в сфере закупок, а также экономия и прозрачность расходования средств.

В соответствии с ч.1 ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.

Надлежащее содержание имущества муниципального образования находящегося в хозяйственном ведении у муниципальных предприятий способствует увеличению срока службы движимого и недвижимого имущества. В связи с чем муниципальные предприятия несут значительные затраты на ремонт и приобретение основных средств. Затраты на ремонт и приобретение основных средств в 2015 году составляют 93 864,7 тыс. рублей.  Затраты на ремонт  МУП «Город» в 2015 году составили 44 670,0 тыс. рублей, МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» - 33 504,0 тыс. рублей, МУП «Водоканал» -7 374,0 тыс. рублей. По сравнению с 2014 годом в 1 полугодии  2015 года  имеет место незначительное увеличение затрат на 3 173,9 тыс. руб., обусловлено приемом-передачей  основных средств в хозяйственное ведение предприятий в 2015 году.

Контроль за сохранностью и надлежащим использованием имущества, переданного в хозяйственное ведение унитарным предприятиям осуществляется комитетом по управлению муниципального имущества администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в форме выездных проверок.

В соответствии с распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 24.04.2015 г  № 254 утвержден перечень муниципальных предприятий и учреждений на 2015 год для проведения   инвентаризации с целью контроля  за эффективным использованием и сохранностью муниципального имущества.

В 2014 году было проведено 5 инвентаризаций на следующих предприятиях: МП «Жилсервис»,  МУП «Бюро приватизации и обмена жилых помещений», МУП «РИА «Йошкар-Ола», МУП «РЭО и НФ», МУП «Йошкар-Олинское бюро по землеустройству». Нарушений в использовании муниципального имущества, небрежного халатного отношения, фактов передачи имущества в пользование третьим лицам без согласия собственника не выявлено. На 2015 год запланировано провести 3 инвентаризации: МП «Троллейбусный транспорт», МП «Трест БП и РХ», МУП «Архитектор». На сегодняшний день проведена инвентаризация в отношении муниципального предприятия "Троллейбусный транспорт». Проведенная проверка нарушений не выявила.

В соответствии п.п. 1 и 2 ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, размер отчислений устанавливается собственником.

В связи с изложенным, комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» осуществляется контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет городского округа «Город Йошкар-Ола» отчислений от прибыли унитарных предприятий.

 Чистая прибыль, полученная  муниципальными предприятиями за 1 полугодие 2015 года составляет 37 732,7 тыс. рублей, что на 28 741,4 тыс. рублей больше чем за соответствующий период 2014 года, когда она составляла 8 991,3 тыс. рублей. Увеличение произошло за счет получения чистой прибыли МУП «Йошкар-Олинской ТЭЦ-1», ими  получена наибольшая чистая прибыль в 1 полугодие 2015 года в сумме 23 381,0 тыс. рублей . За первое полугодие 2014 года предприятием был получен убыток в сумме 185 944 тыс. рублей.

Муниципальным унитарным предприятием «Город»  за 1 полугодие 2015 год также получена  чистая прибыль в сумме 7 265,0 тыс. рублей, что на 6 774  тыс. рублей больше чем в 2014 году, когда прибыль составляла – 491 тыс. рублей. Прибыльными предприятиями как в 2014 году, так и в 2015 году являются МУП «Архитектор», МУП «Лифт»,  МП «Лифтовое хозяйство», МКП «Антенная служба».

Отчисления от чистой прибыли муниципальных предприятий за использование имущества, находящегося в хозяйственном ведении по состоянию на 01 июля 2015 года составили 2 914,6 тыс. рублей, что на 2 267,6 тыс. рублей больше чем за аналогичный период прошлого года. В 2015 году наибольшая доля отчислений от прибыли в сумме 1 753,6 тыс. рублей приходится на МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1». Отчисления от прибыли МУП «Город» в 1 полугодии 2015 года  составили 544,9 тыс. рублей. У остальных муниципальных предприятий отчисления от прибыли не значительны.

 Заместитель мэра,

председатель комитета                                                                          О.Н. Лобко


Назад в раздел


Вверх страницы

Вниз страницы