Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Собрание депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола"

О ходе реализации программных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию в рамках исполнения муниципальной программы «Развитие образования и реализация молодежной политики городского округа «Город Йошкар-Ола»

ПРОЕКТ

                                                                                              внесён мэром

                                                                                 города Йошкар-Олы

                                                                         ___________ Е.В.Маслов

 

 

 

РЕШЕНИЕ

Собрания депутатов

Городского округа «Город Йошкар-Ола»

шестого созыва

 

________ сессия                                                                     23 ноября  2016 года

 

 

 

О ходе реализации программных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию в рамках исполнения муниципальной программы «Развитие образования и реализация молодежной политики городского округа «Город Йошкар-Ола»

 

В целях духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Собрание депутатов городского округа  «Город Йошкар-Ола» РЕШИЛО:

Информацию заместителя главы администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (мэра города), начальника управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» М.Я.Никитенко «О ходе реализации программных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию в рамках исполнения муниципальной программы «Развитие образования и реализация молодежной политики городского округа «Город Йошкар-Ола» принять к сведению.

 

 

          Глава

городского округа

«Город Йошкар-Ола»                                                                             А.Принцев           

 О ходе реализации программных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию в рамках исполнения муниципальной программы «Развитие образования и реализация молодежной политики городского округа «Город Йошкар-Ола»

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

      В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации разработана концепция  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которую можно считать идеологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения.

 В Концепции определяются основные формы и методы духовно-нравственного  развития гражданина  России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности,  в партнерских отношениях с семьей, институтами  гражданского общества,  конфессиями. Авторы Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечают, что «современный нацио­нальный воспитательный идеал — это высо­конравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий от­ветственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культур­ных традициях многонационального народа Российской Федерации».

В настоящее время российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В связи с этим необходимо осмыслить, что сегодня духовно-нравственное воспитание – одно из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

В декабре 2014 года управление  образования г. Йошар-Олы и  Йошкар-Олинская  епархия  заключили договор  о  сотрудничестве  и взаимодействии в учебно-методических вопросах, обобщении опыта совместной работы  в области духовно-нравственного воспитания. Выполнение данного договора рассматривается с точки зрения взаимодействия школы и семьи, при участии представителей               Йошкар-Олинской  и Марийской епархии, Православного Центра.

Духовно-нравственное воспитание в городском округе                   «Город Йошкар-Ола» реализуется в рамках муниципальной программы «Развитие образования и реализация молодежной политики городского округа  Город Йошкар-Ола», подпрограммы 3 «Развитие дополнительного образования и воспитательной системы в городском округе «Город Йошкар-Ола», основного мероприятия 3.4 Профилактика асоциального поведения, наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних, мероприятия 3.3.3. Мероприятия, организуемые в рамках акции «Мир добрых сердец», куда включено проведение трех мероприятий на сумму   45,0 тыс. рублей - муниципальный этап VII Общероссийской Олимпиады школьников по Основам православной культуры на сумму 10,0 тыс. рублей, фестиваль «Пасхальные радости» - 25,0 тыс. рублей, Рождественские чтения на сумму – 15, 0 тыс. рублей.

Образовательные учреждения города обладают богатым творческим потенциалом и способны изыскать внутренние резервы для разрешения сегодняшних проблем духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

В наших школах педагоги в целях духовно-нравственного развития детей и молодежи по-разному организуют свою деятельность, основываясь на  многолетних традициях. Они имеют немалый опыт работы, свои методики и индивидуальный подход к ученикам, внедряют современные педагогические технологии, выстраивают инновационное содержание образования.  Ежегодно педагоги города  принимают активное участие в мероприятиях по направлению духовно-нравственного воспитания, представляют опыт работы на Международных Глинских и Рождественских образовательных чтениях, проходящие в Московской Духовной Академии,  учредителями которых является Московская Патриархия и  Министерство образования и науки России. В этом учебном году впервые на базе Православного центра был организован православный лекторий для социальных педагогов.

На протяжении многих лет педагоги муниципальных общеобразовательных учреждений представляют опыт духовно-нравственного воспитания детей на республиканском конкурсе «За нравственный подвиг учителя».

Под руководством учителей обучающиеся города принимают участие в  конкурсах и конференциях всех уровней, например:

- международный конкурс детских рисунков «Красота Божьего мира».

Конкурс проводится по нескольким номинациям: «Основная тематика» (Рождество Христово; Библейские сюжеты; Мир духовный и мир земной; Христос и Церковь; Любимый храм; Красота родной природы, Мой дом, моя деревня, мой город; Моя семья и друзья), «Православная икона» (работы с соблюдением канонов православной иконописи), Роспись по фарфору. Работы на конкурс выполняются в графической (карандашом) или живописной (акварелью, гуашью, пастелью, маслом, тушью) технике. Данный конкурс пользуется большой популярностью среди обучающихся, ежегодно количество участников составляет около 200 человек.

- Всероссийский конкурс сочинений – эссе «Святые заступники земли Русской»;

- Всероссийский конкурс «Одаренные дети», номинация «Юный богослов»;

- республиканские конкурсы в рамках Дней славянской письменности и культуры;

-муниципальные конкурсы «Рождественская сказка», «Пасхальная открытка», «К истокам отечественных ценностей»;

-олимпиада по основам православной культуры.

Ежегодно олимпиада проводится для обучающихся 4-11 классов, изучающих «Основы религиозных культур и светской этики», по модулю «Основы православной культуры» и «Основы светской этики». Участвуя в олимпиаде, обучающиеся пополняют знания по истории и основам православной культуры. Количество участников олимпиады около              100 человек.

Традиционными стали в образовательных учреждениях Рождественские чтения, которые проводятся в рамках Международных Рождественских образовательных чтений для развития межкультурного диалога, определения единой стратегии развития общества в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения, а также обмена практическим опытом в вопросах воспитания и образования. В ходе Рождественских образовательных чтений проходит интересная и насыщенная программа - доклады, семинары, круглые столы, практикумы, мастер-классы, выставки, работа по секциям, педагогические конференции. Кроме того, в рамках чтений впервые было проведено общегородское родительское собрание на тему «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании школьников» и парламентские слушания «Роль образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи».

В рамках работы, по духовно-нравственному воспитанию в течение учебного года организовано взаимодействие учреждений светской системы образования с Йошкар-Олинской и Марийской епархией через встречи обучающихся с закрепленными за школами священниками.

Особая роль в учебно-воспитательном процессе отводится предметам гуманитарной направленности, прежде всего истории, литературе, родному языку, краеведению. Постигая знания по этим предметам, обучающиеся соприкасаются с духовным укладом своего народа, с его традициями и обычаями, знакомятся с историческим прошлым Отечества, учатся оценивать насущные вопросы, связанные с политическим, экономическим и культурным развитием страны.

Необходимо отметить, что большой воспитательный потенциал в учебно-воспитательном процессе имеет образовательная программа  «Социокультурные истоки». В муниципальных  общеобразовательных учреждениях данная программа реализуется с 2006 года в процессе организации внеклассной работы. В 2016 году занимаются по данной программе 1135 обучающихся и преподают 34 педагога. Создано городское методическое объединение учителей, реализующих программу «Истоки». Управление образования совместно с сотрудниками Йошкар-Олинской и Марийской епархии по данному вопросу проводят семинары, совещания, открытые уроки по обмену опытом среди педагогов. В целях распространения и развития положительного педагогического опыта по данной программе при МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10   г. Йошкар-Олы» создана экспериментальная площадка. Ученики 1-7 классов с большим интересом приобщаются к вечным истинам через самые простые понятия -  имя, род, семья, вера, честь, храм и другие. Совместная сплоченная работа по  духовно-нравственному воспитанию детей приносит не только удовольствие, но и первые приятные плоды. Учащиеся становятся дружными, чуткими и внимательными по отношению к своим товарищам,  к своим близким, осознают значение социокультурных категорий, изученных на уроках Истоков, стараются применять полученные знания на практике. Результатом реализации программы «Воспитание на социокультурном опыте» является Первая книга, которую ребята создают   своими усилиями и с помощью родителей по итогам проведённых мероприятий.  Самым важным «плюсом» программы «Социокультурные истоки», её жемчужиной является взаимодействие с семьёй. Василий Александрович Сухомлинский говорил о том, что пора «и родителям, и учителям глубоко осознать, что ни школа без семьи, ни семья без школы не могут справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека». Подводя итог, следует отметить, что осуществление программы «Социокультурные истоки» способствует возрождению первоначального контекста ценностей и предусматривает активное использование потенциала семьи. Сегодня задачи, связанные с модернизацией образования, формирование и обустройство новой модели школы требуют профессиональной компетентности, как учителей, так и руководителей образовательных учреждений и понимание проблемы со стороны общественности, т.е. родителей, социальных институтов.

Мы можем привести примеры работы учреждений по гармоничной организации воспитательного пространства, в котором духовно-нравственное воспитание и взаимодействие педагогов, родителей, детей приоритетны.

Так, например, МОУ  «Гимназия имени Сергия Радонежского               г. Йошкар-Олы» - уникальное и единственное в Республике Марий Эл общеобразовательное учреждение подобного рода. Решение о создании данного учреждения было принято на XXIV сессии Собрания депутатов  25.04.2000г. Принятию решения предшествовала работа различных депутатских комиссий, на которых изучалась инициатива группы православных граждан о создании образовательного учреждения подобного рода в г. Йошкар-Оле. Гимназия носит имя Преподобного Сергия Радонежского, основателя Свято-Троице-Сергиевой Лавры, святого заступника земли Русской, с именем которого связаны воспоминания о самых славных и светлых страницах отечественной истории,  о нравственном возрождении народа.

МОУ «Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы»  - уникальное и единственное в Республике Марий Эл общеобразовательное учреждение подобного рода. Решение о создании данного учреждения было принято на XXIV сессии Йошкар-олинского городского Собрания 25.04.2000г. Принятию решения предшествовала работа различных депутатский комиссий, на которых изучалась инициатива группы православных граждан о создании образовательного учреждения подобного рода в г. Йошкар-Оле. Гимназия носит имя Преподобного Сергия Радонежского, основателя Свято-Троице-Сергиевой Лавры, святого заступника земли Русской, с именем которого связаны воспоминания о самых славных и светлых страницах отечественной истории, о нравственном возрождении народа.

МОУ «Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы» является светским учебным заведением, в работе которого в полной мере реализуется федеральный государственный образовательный стандарт. Образовательное учреждение предоставляет возможность обучения и воспитания детей в свете православной культурной традиции и норм христианской этики. Помимо обязательных дисциплин, входящих в федеральный компонент учебного плана, учащиеся гимназии изучают: славянский язык (начиная со второго класса); латинский язык (начиная с пятого класса); греческий язык (начиная с седьмого класса). Особо следует отметить такой предмет, как Закон Божий, изучаемый вне рамок учебного плана, но входящего в расписание дополнительных  занятий по одному часу в неделю для каждого класса. Изучение Закона Божия является добровольным и оговаривается специальным пунктом договора с родителями обучающихся.

Полноценное воспитание ребенка невозможно без постоянного участия семьи, поэтому родители являются субъектами образовательного процесса. Педагоги гимназии прилагают все силы для того, чтобы родители участвовали в школьной жизни своих детей. Отметим некоторые мероприятия, которые проводятся в рамках воспитательной работы в гимназии и стали уже доброй традицией: посещение молебнов, церковных служб, храмов детьми, педагогами и родителями в течение года, традиционные праздники, паломнические поездки и экскурсии в с. Дивеево, п. Килемары, п. Сумки, с. Свияжск, г. Муром, трудовой десант, посвящение в первоклассники и пятиклассники в п. Килемары на свежем воздухе, неделя Преподобного Сергия, Свято-Сергиевские чтения, праздник к окончанию учебного года «С достоинством, честью и благодарностью» на базе Православного центра - во всех этих мероприятиях участие родителей обязательно.

Гимназия активно взаимодействует с другими образовательными учреждениями города. Например, дети, поступающие в 1-й класс гимназии, становятся обучающимися подготовительного отделения Детской школы искусств № 3 и затем получают полноценное музыкальное или эстетическое образование. 

На 2016-2017 учебный год сформировано 13 классов-комплектов, общая численность учащихся составляет 315 человек.

Сегодня в России широко распространилась практика преподавания в общеобразовательных учреждениях основ религиозной культуры. Эта практика, очевидно,  востребована обучающимися и их родителями. Введение в систему образования курса ОРКСЭ религиозного компонента поможет школе сформировать личность учащегося духовно и нравственно развитой.  Можно отметить заинтересованность не только школьников, но и педагогов содержанием данного предмета. С целью совершенствования и повышения профессионального мастерства, организации взаимопомощи для обеспечения современных требований к обучению и воспитанию подрастающего поколения создано городское методическое объединение учителей, ведущих курс «Основы религиозных культур и светской этики». Данное методическое объединение, проводя семинары и конференции, не только способствует росту педагогического мастерства преподавателей, но и стремится приобщить обучающихся к духовно-нравственным ценностям, через организацию городского конкурса творческих проектов по курсу ОРКСЭ.

Данный курс включает в себя следующие модули:

1)    Основы православной культуры;

2)    Основы исламской культуры;

3)    Основы буддийской культуры;

4)    Основы иудейской культуры;

5)    Основы мировых религиозных культур;

6)    Основы светской этики.

Преподавание учебного курса в школах города осуществляется в 4-х классах.

Выбор модуля подтверждался личным заявлением родителей каждого ученика и зафиксирован протоколом родительского собрания. Модуль «Основы светской этики» выбрали 60,4 % семей (1524 чел.), «Основы православной культуры» - 24,5 % (619 чел.), «Основы мировых религиозных культур» - 15,1 % (382 чел.).

Принципами апробации стали соблюдение конституционных основ светского характера государства, сотрудничество органов власти с религиозными организациями, содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению, а также обеспечения учета запросов граждан.

В рамках грантового конкурса «Православная инициатива 2014-2015» педагогический коллектив МОУ «Гимназия имени Сергия Радонежского       г. Йошкар-Олы» разработал и издал пособие по ОРКСЭ - рабочую тетрадь по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» (разработаны задания, подобраны иллюстрации). В рамках 20-летия Йошкар-Олинской и Марийской епархии  по благословению Архиепископа Иоанна коллектив гимназии издал книгу «Священномученники земли Марийской», где рассказывается о молитвенниках нашего края детям через иллюстрации, которые выполнены юными художниками изостудии «Прекрасное рядом», которая существует на базе гимназии.

В настоящее время существует немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе. Главными из них являются:

1) Разрушение и кризис семьи, отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей различных социальных институтов;

2) До сих пор нет цельной программы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны или региона, не сформулированы четкие цели и задачи, не обозначены приоритеты.

3) Неготовность большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Следовательно, необходимо реализовывать православно-ориентированные педагогические программы, например «Социокультурные истоки».

4) Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе. Как следствие – необходимость организации специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

5) Отсутствие средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию, преподаванию основ православной культуры; на духовно-нравственное просвещение населения и подготовку педагогов.

В заключение отметим, что необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

В национальной образовательной инициативе «Наша  новая школа» определены пути развития российского образования и акцентировано внимание на том, что инновационные пути развития России будут реально осуществляться  здоровыми, интеллектуальными, мобильными людьми, духовно-нравственными, любящими свою Родину, знающими её историю, традиции, заботящимися о её благосостоянии.

Но, в этой области еще много не решенных проблем и много задач предстоит решить, но опора на духовно-нравственное, патриотическое  воспитание, использование многовекового опыта духовного воспитания подрастающего поколения и религиозных традиций поможет учителю, воспитателю дать качественное образование и обеспечить успех  своим воспитанникам во взрослой жизни.

______________________________________

 

 


Назад в раздел


Вверх страницы

Вниз страницы